Комплекс мер антикризисной поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций
Информация от нашего эксперта — Куницыной Кристины о комплексе социально-экономических мер антикризисной поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций.
Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащий комплекс социально-экономических мер антикризисной поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций.
«Антикризисный пакет» включает в себя:
-
отмену проверок в отношении малого и среднего бизнеса и ИТ-компаний;
-
возможность предоставления займов членам саморегулируемых организаций за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
-
упрощение условий и порядка проведения госзакупок;
-
возможность изменения существенных условий госконтрактов, в том числе стоимость и сроки. Речь идет о контрактах, заключенных до 01 января 2023 года, «если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения». Такие изменения возможны на основании решения правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.
-
возможность списания начисленных Поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением госконтрактов;
-
упрощение процедуры закупки лекарств, наделение кабинета правом корректировать лицензионные требования фармацевтической деятельности, предусматриваются ограничения на вывоз некоторых лекарств из России;
-
возможность для правительства проводить дополнительную индексацию страховых пенсий, пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к пенсиям;
-
новые особенности установления в России величины прожиточного минимума и исчисления минимального размера оплаты труда;
-
введение кредитных каникул до 30 сентября 2022 года с их возможным продлением по решению правительства;
-
возможность для правительства скорректировать правила о приеме в вузы россиян, у которых возникли сложности с обучением за рубежом;
-
возможность получения статуса участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе организациям, которые имеют только филиал либо представительство в этих регионах;
-
снижение стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ ниже уставных капиталов в 2022 году не повлечет их ликвидацию или уменьшение размера уставного капитала;
-
отмена НДС на золотые слитки для физических лиц.
В связи с принятыми инициативами следует выделить механизмы их реализации:
1 — Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся в период по 31 декабря 2022 года. Исключениями являются только случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья граждан (например, в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны и т. д.).
Плановые проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не проводятся в период по 31 декабря 2024 года.
Кроме того, принятый федеральный закон наделяет правительство правом в 2022 году определять особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных российским законодательством; особенности предоставления государственных услуг.
2 — Устанавливается, что до 1 января 2023 года в целях оказания поддержки членам СРО допускается предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций, такие изменения внесены в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
При этом Правительство РФ наделяется правом устанавливать:
— предельные размеры таких займов для одного члена саморегулируемой организации;
— предельные значения процентов за пользование такими займами;
— предельный срок и цели их предоставления;
— требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены указанные займы;
— порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам.
Объем займов, предоставленных организацией, не может превышать 50 % от общего объема средств ее компенсационного фонда.
3 — Внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Устанавливается, что до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ.
Правительство РФ наделяется правом установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Устанавливается, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Правительство РФ наделяется правом на установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых являются выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
4 — До 31 декабря 2022 года можно закупать лекарства, медицинские изделия и расходные материалы, которые не произведены на территории государств, введших в отношении РФ санкции, государственными или муниципальными медицинскими организациями у единственного поставщика при наличии разрешения учредителя медицинской организации; годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн. руб. – для лекарств и расходных материалов, 250 млн. руб. – для медицинских изделий.
Для закупок, осуществляемых путем электронного запроса котировок, Правительство РФ вправе принимать решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.
5 — В сфере пенсионного обеспечения и социальной помощи также произошли изменения. Теперь Правительство РФ может принимать следующие решения:
— об установлении размера социальной доплаты к пенсии, превышающего установленный Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» размер;
— о дополнительной индексации отдельных видов пенсий на определенный Правительством РФ коэффициент в течение календарного года;
— о дополнительном увеличении стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем финансовом году на определенный Правительством РФ коэффициент;
— об индексации (дополнительном увеличении) в соответствующем финансовом году размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на определенный Правительством РФ коэффициент;
— об особенностях выплаты пенсий, осуществления иных выплат и обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лицам, проживающим за пределами территории РФ;
— об особенностях правового регулирования в сфере оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан.
6 — Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности исчисления и установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
7 — С 8 марта 2022 года вступили в силу поправки в закон №106-ФЗ, возобновляющие механизм кредитных каникул, который действовал во время пандемии.
Кредитные каникулы действуют в отношении:
— ипотеки;
— потребительских кредитов;
— автокредитов;
— долгов по кредитным картам.
Граждане и субъекты малого и среднего предпринимательства при наличии определенных условий могут обратиться к кредитору с требованием о предоставлении им «кредитных каникул», если кредитный договор (договор займа) был заключен до 01.03.2022. Это право заемщика может быть реализовано в период с 01.03.2022 по 30.09.2022 (Правительство РФ может продлить период «кредитных каникул»).
Условия для получения кредитных каникул:
— доходы заемщика упали минимум на 30 % за месяц, предшествующий подаче заявки, по сравнению с прошлым годом.
— договор, по которому заемщик хочет получить каникулы, оформлен до 1 марта 2022 года.
— заемщик на момент подачи заявления не находится на ипотечных каникулах.
— полная сумма кредита меньше установленного лимита (Начальная сумма кредита не должна превышать:
— по автокредитам — 700 тыс. рублей;
— по потребкредитам — 300 тыс. рублей;
— по кредитным картам — 100 тыс. рублей;
— по ипотеке лимиты разнятся в зависимости от региона. Так, по Москве лимит — 6 млн рублей, по Московской области, Санкт-Петербургу, регионам ДФО — 4 млн рублей, по остальным регионам РФ — 3 млн рублей.
Если заемщик не соответствует какому‑либо из обязательных требований, кредитор вправе отказать в кредитных каникулах.
Заявление заемщик подать лично, придя в отделение своего банка либо оставив электронное заявление в личном кабинете банка.
Банк может запросить документы, подтверждающие снижение дохода:
— справку 2-НДФЛ с места работы;
— справку о регистрации в качестве безработного;
— больничный лист.
8 — Правом стать участником свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополе и получать соответствующие льготы, теперь наделены компании, не зарегистрированные в этих регионах, но имеющие на их территории филиалы или представительства, а также инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным принятым федеральным законом.
Юридическим лицам, зарегистрированным за пределами Крыма или Севастополя, при подаче заявки на включение в число резидентов СЭЗ, необходимо будет представить документ, удостоверяющий факт создания своего филиала и/или представительства на указанных территориях.
Однако для таких компаний особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности (предоставление льгот по уплате налогов и страховых платежей – ред.) не будет применяться в случае, если их инвестиционные проекты не будут связаны с Крымом и Севастополем.
9 — Снижение стоимости чистых активов АО или ООО ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 года не учитывается для целей применения соответственно пунктов 4 и 6 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» или пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», т. е. не нужно будет принимать решение об уменьшении уставного капитала до размера, не превышающего стоимости чистых активов, или о ликвидации общества.
10 — Банковские операции по продаже гражданам драгоценных металлов в слитках, изъятых из хранилищ, освобождаются от НДС. Причем норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 года, то есть имеет обратную силу.
Закон также запрещает с 1 января 2023 года применять специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения) в ювелирной отрасли — и при закупке металла, и при реализации ювелирных изделий.
Кроме того в сфере строительства Правительство РФ в 2022 году вправе принимать следующие решения:
— об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве;
— об особенностях передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
— об особенностях и основаниях перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
— об особенностях внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги при условии, что такая замена не приводит к увеличению сметной стоимости строительства; в случае увеличения сметной стоимости строительства проводится государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, срок проведения такой экспертизы не может превышать 14 рабочих дней, если иное не установлено Правительством РФ;
— об особенностях и случаях проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы;
— об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений
— на ввод в эксплуатацию, размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области создан штаб по противодействию повышению стоимости строительных материалов и по работе строительной отрасли в целом. Штаб собирает и анализирует достоверность информации о наличии фактов резкого повышения цен на материалы и оборудование. Для этого необходимо предоставить сведения о существенном увеличении цен на материалы, с приложением информации и документов подтверждающие такое необоснованное повышение.
В связи со сложившейся экономической обстановкой, вызванной введением ограничений в отношении Российской Федерации рядом иностранных государств, Торгово-промышленная палата Российской Федерации приняла решение об организации уполномоченными торгово-промышленными палатами работы по выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внешне и внутрироссийской экономической деятельности. для российского бизнеса, вызванной введением рядом иностранных государств запретов и ограничений в области экономической деятельности, с 10 марта по 30 апреля 2022 года свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) по внешнеторговым и внутрироссийским контрактам будет осуществляться на бесплатной основе. С 10 марта по 30 апреля 2022 года выдача сертификатов о форс-мажоре осуществляется бесплатно.
Наше агентство окажет экстренную юридическую и консультационную помощь предпринимателям и организациям для защиты их прав и интересов в рамках реализации вышеуказанных государственных инициатив, предусмотренных Федеральным законом № 46-ФЗ от 08.03.2022 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Куницына Кристина