Благодаря СРО «УОС» и СРО «ЛПО» Минстрой РФ слышит бизнес
В адрес СРО «Уральское объединение строителей» (УОС) и СРО «Лига проектных организаций» (ЛПО) поступило письмо из Минстроя России о поддержке законодательных инициатив. Предложения по совершенствованию норм строительства были выдвинуты на ежегодном всероссийском форуме Industrial Construction/industrial design (ICID), который организован СРО «УОС» и СРО «ЛПО».
Напомним, что Президент России поручил Правительству провести ревизию регулирования в промышленном строительстве. В Правительстве РФ заявили: сроки строительства промышленных объектов должны сократиться на 40%, затраты на строительство — на 20%. Любой участник форума может рассказать о том, какие проблемы мешают развивать бизнес, что еще нужно сделать, чтобы строительство и проектирование пром.объектов шло быстрее, проще, выгоднее, согласно наказам Президента РФ?
На форуме выступают заказчики строительства, представители крупных промышленных предприятий, и подрядные организации.
Публикуем часть решений, которые поддержаны Минстроем РФ.
ПРОБЛЕМА 1
Иностранные стандарты внесут противоречия по отношению к российским стандартам.
Распоряжения Правительства от 27 сентября 2021 г. № 2692-р вносятся изменения в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения механизма обоснования технических решений в области безопасности на основе еврокодов, «зеленых стандартов», стандартов Китайской Народной Республики и других стран, модельных кодексов и их использование в качестве доказательной базы.
В пункте 25 Распоряжения Правительства от 27 сентября 2021 г. № 2692-р вносятся изменения в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие омологацию проектной документации, выполненной в иностранных системах стандартизации, и определение возможности строительства зданий и сооружений.
РЕШЕНИЕ 1
В разъяснительных актах указать особое внимание службам Технического Заказчика и Генерального Проектировщика: при составлении календарных планов и цепочек поставки проектной продукции обратить внимание на недопущение объединения частей проекта, разработанных по стандартам, указанным в п.23 (иностранные стандарты), и частей проекта, разработанным по нормам РФ, во взаимозависимую цепь. Указанные Части проекта должны разрабатываться независимо друг от друга, в противном случае коллапса нормативно-технической базы и конфликта традиционных школ проектирования не избежать.
ПРОБЛЕМА 2
В соответствии с п 27(4) постановления Правительства РФ от 05.03.2007 No 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее — ПП 145) установлено, что проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:
1. замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
2. замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
3. изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
В нормативных актах отсутствует определение термина «виды строительных конструкций», также в них нет определённого перечня видов строительных конструкций, что препятствует ясному толкованию пп. а) п. 27(4) ПП РФ N 145, устанавливающего что сметная стоимость капитального ремонта, финансируемого за счёт средств бюджетной системы или средств юридических лиц с участием публично-правовых образований, подлежит обязательной проверке на предмет достоверности её определения если при капитальном ремонте затрагиваются все виды строительных конструкций.
Не удалось найти подходящих разъяснений контролирующих органов или судебной практики, позволяющей определить, какие именно виды конструкций имеются ввиду в пп. а) п. 27(4) ПП РФ No 145.
Кроме того, понятия «всех видов строительных конструкций» или «всех видов систем» подразумевают капитальный ремонт любой конструкции/системы объекта, а не в полном объеме. Отсутствие судебной практики относительно применения пп. а) п. 27(4) ПП РФ No 145 крайне затрудняет прогноз того, чем может закончится спор с контролирующим (правоохранительным) органом, имеющим такую же позицию.
РЕШЕНИЕ 2
Уточнить и детализировать терминологию в законодательстве.
ПРОБЛЕМА 3
Нет ограниченного количества выдачи замечаний к исполнительной документации. Заказчики выдают неограниченное количество замечаний к исполнительной
документации вплоть до замечаний «измените шрифт, поменяйте нумерацию». Это приводит к затягиванию сроков сдачи-приемки выполненных работ. При этом результатами выполненных работ Заказчики начинают пользоваться сразу. А подрядчики теряют возможность пользоваться прибылью, что наносит финансовый ущерб
компании-исполнителю.
РЕШЕНИЕ 3
Законодательно ограничить возможность выдачи новых замечаний к исполнительной документации – не более двух подходов к выдаче замечаний.
ПРОБЛЕМА 4
Типовые проекты и типовые проектные решения, которые прошли экспертизу, нельзя использовать в полной мере. Каждый проект в промышленной стройке зачастую индивидуален.
РЕШЕНИЕ 4
Размещать рабочую документацию на соответствующем информационном ресурсе (единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства).
ПРОБЛЕМА 5
Совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей правовой статус водохранилищ и ГЭС. Водохранилище и ГЭС часто имеют различный правовой статус: водохранилище – в государственной собственности, ГЭС – в собственности различных лиц. Правовой статус водохранилища до момента наполнения его водой юридически не определен, единство в регулировании правового режима водохранилищ отсутствует, действующая правовая модель содержит ряд недостатков, которые не позволяют реализовывать проекты по созданию водохранилищ.
РЕШЕНИЕ 5
Внести изменения в градостроительное законодательство и в подзаконные акты, в том числе в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87: выделить в проектной документации строительства ГЭС мероприятия по созданию водохранилищ. Требование о создании условий для повышения инвестиционной привлекательности гидроэнергетики, а также совершенствования нормативно-правовой базы, определяющей правовой статус водохранилищ, обозначена в Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р.
ПРОБЛЕМА 6
Не определен правовой статус создания и применения блочно-модульных (некапитальных/сборно-разборных) зданий заводского изготовления комплектной поставки.
В настоящее время правовой статус таких объектов не определен. В случае использования таких зданий в проектной документации экспертиза постоянно требует документацию о соответствии таких зданий, в конечном итоге приходится решения по устройству таких зданий дублировать в самой проектной документации, выдавая их за решения проектной организации, использовавшей такое здание в ПД, как готовое от поставщика.
РЕШЕНИЕ 6
Урегулировать правовой статус создания и применения блочно-модульных (некапитальных/сборно-разборных) зданий заводского изготовления комплектной поставки.
ПРОБЛЕМА 7
Предприятие оборонно-промышленного характера находится в исторической части города. Здесь обнаружен объект культурного наследия, который фактически не существует 40 лет. Потрачено два года, чтобы исключить этот объект. Исключается этот объект только с помощью постановления Председателя Правительства Мишустина.
РЕШЕНИЕ 7
В целях экономии времени полномочия по исключению из реестра объектов культурного наследия регионального значения передать на уровень региональных властей (постановление губернатора).
ПРОБЛЕМА 8
В объектах повышенного уровня ответственности проводится МТС. На практике все вопросы решаются в рамках МТС. Научно-техническое сопровождение проводится научной организаций, в рамках сопровождения решения проектировщиков подтверждаются. Но законодательно требуется СТУ.
РЕШЕНИЕ 8
Законодательно исключить СТУ как излишнее требование.
Следующий форум ICID состоится 14 ноября 2024 года. Сайт форума www.стройпромка.рф.